«Старших надо уважать, старшим надо помогать». Так говорят многие, но конкретно ничего не делают, ограничиваясь лишь разговорами. В празднование международного дня волонтеров молодогвардейцами Бурятии был проведен комплекс мероприятий.

Сначала молодогвардейцы оказали адресную помощь инвалиду-колясочнику Дариме Дымчиковой, лидеру общества молодых инвалидов Бурятии «Гэрэл». Ребята сделали влажную уборку в доме Даримы, прибили гардину и проводили ее на занятия до института.

Еще одну тщательную уборку молодогвардейцы провели на территории возле памятника Гэсэр, где давным-давно никто не убирался и не убирался бы, возможно, еще столько же...

Другая минигруппа молодогвардейцев в течение дня помогала людям пожилого возраста и ветеранам в таких элементарных вещах, как поход в магазин за продуктами (был выбран известный в городе социальный магазин) и переход через оживленную автомобильную дорогу.

Бабушкам и дедушкам такая инициатива очень приглянулась, ведь немногие могут обойтись своими силами, а просить кого-либо зачастую бывает неудобно.

Без сомнения можно сказать, что день удался, все намеченные планы осуществились,

и самое главное получили «кучу» положительных эмоций (особенно от бабушек и дедушек) и теплых пожеланий, которые были направлены в сторону ребят из «Молодой Гвардии». И, конечно же, не обошлось без пожеланий, что проводить такие мероприятия нужно как можно чаще!...

В мусульманском обществе положено проявлять уважение и почтение к людям преклонного возраста. Об этом свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные от Амра ибн Шуайба:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويعرف شرف كبيرنا

«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям) » (Тирмизи, 1920).

Выражение «не из нас» в данном хадисе означает, что неуважение к старшим является большим грехом, потому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и показывает свою непричастность к совершающему этот грех.

Уважение к старшим – это одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека. Оно находит отражение во многих аспектах нашей жизни и в отношениях с людьми. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от проявления неуважительного отношения к старшим. Ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» рассказывает, что Абу Умамат передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

روى الطبراني في الكبير عن أبي أمامة عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال: "ثلاث لا يستخف بهم إلا منافق: ذو الشيبة في الإسلام، وذو العلم وإمام مقسط."

«Тремя людьми пренебрегает только лицемер: обладателем седины в исламе (седым мусульманином), обладателем знаний и справедливым имамом ». (Табарани)

Пренебрежение может выражаться в насмешках, подколках, в обращении к нему с грубой речью, неэтичном поведении в его присутствии и в порицании его в лицо. Разве мало случаев, когда старец проходит рядом с компанией молодых, и кто-то из них начинает, подражая старику, насмехаться над ним? В школах ученики издеваются над взрослым учителем, в вузах студенты могут позволить себе это. Всё это признак невоспитанности человека, и немалую долю ответственности за это несут родители.

К сожалению, сегодня многие позабыли об этой сунне. Родители редко заняты воспитанием своих детей, мало кто уделяет внимание обучению детей уважению взрослых. Более того, находятся и такие родители, которые, наоборот, воспитывают в детях эгоизм, пренебрежение к старшим. Когда в автобус или маршрутное такси заходит пожилой человек, некоторые молодые люди могут даже не убрать ноги, чтобы не мешать пройти старику к своему месту, не говоря уже о том, чтобы уступить ему своё место. Подобное отношение вернётся к молодому человеку, когда он сам достигнет преклонного возраста.

قال عليه الصلاة والسلام ما أكرم شابٌ شيخاً لسنّه إلا قيّض الله له من يكرمه عند سنّه

«Если молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за его возраста, то Всевышний Аллах пошлёт ему того, кто будет относиться к нему с почтением, когда он достигнет преклонного возраста » (Тирмизи, 2022). Из этого хадиса можно понять, что если молодой человек относится неуважительно к пожилым, то Всевышний Аллах пошлёт к нему тех, кто и к нему будут относиться так же, когда он достигнет пожилого возраста.

Основной причиной неуважительного отношения к старшим является отсутствие стеснения. Многие воспитывают детей не быть стеснительными, хотя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

((أنّ الحياءَ خيرٌ كُلُّه))

«Стеснение является благом ». (Муслим, 57).

Следует учить детей стесняться совершать греховные, предосудительные поступки и не стесняться делать доброе и хорошее.

Сначала поговорим об отношениях, а ниже практическое упражнение — работа с картой сердца!

Хотим мы или не хотим, но наша жизнь — это в первую очередь Отношения!!! А отношения, они разные, и если, по правде говоря, чтобы перестать страдать и стать счастливым в этом мире, нам нужно научиться правильно строить отношения, найти себя в иерархии отношений с разными людьми и занять своё место, "сесть на свой стул", не на чужой, на свой, и не пытаться выбивать его из-под другого, пытаясь его занять.

Нам также важно понять, что наши отношения с другими людьми, живыми существами — это наши отношения с Высшим Началом, с Абсолютом, с Богом. На сколько у нас будут улучшаться отношения с другими людьми, насколько наша квалификация в построении отношений буде повышаться, настолько мы будем приближаться к Богу и восстанавливать связь с Высшим Источником!

Разберём, кто такие старшие, равные и младшие, почему важно различать, кто перед нами.

Каждый должен руководствоваться таким правилом: "При встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а, встретив равного, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий материального мира" .

Так обычно, встречая того, кто превосходит нас в чём-либо, мы завидуем такому человеку, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями или опытом, мы насмехаемся над ним, а при встрече с равным начинаем хвастаться своими достижениями. Такое поведение является причиной всех материальных страданий. Вместо того, чтобы завидовать более знающему человеку, нужно радоваться встрече с ним. Вместо того, чтобы с презрением смотреть на менее знающего, следует отнестись к нему с состраданием и помочь ему подняться на должный уровень. Встретив же равного, вместо того, чтобы кичиться перед ним своими достижениями, следует смотреть на него как на своего друга. Мы также должны с состраданием относиться к обычным людям, которые мучаются из-за того, что забыли Бога. Тот, кто придерживается этих важных принципов, сможет обрести счастье в материальном мире.

Мы все здесь на самом деле учимся одному — Любить! А любовь, она многогранна, это и уважение, и дружба, и забота, и сострадание, и т.д. В ведах говорится, что Любовь — это бескорыстное безусловное беспримесное преданное служение.

И как же нам сделать эти шаги к Любви, Любви обучаются во взаимоотношениях и не как иначе. И в разных отношениях мы обучаемся разным составляющим Любви…

  1. В Отношениях со старшими мы обучаемся смирению! Старшие — это родители, начальники, учителя, мужчины, те, кто старшие по возрасту, те, кто обладают большими знаниями и опытом, богатством, властью.

Здесь две формулы, которые можно применять:

  • Самолёты на разных высотах не сталкиваются, если сталкиваются постоянно со старшими, значит, вы высоко летаете! Таким образом, жизни будет постоянно выбивать из-под вас стул, как бы понижать постоянно, так как вы высоко прыгаете и пытаетесь занять место другого. Эта болезнь называется Гордость, если ещё глубже смотреть, это природа Зависти. Это то, что приводит к страданиям. Чтобы нам выстроить эти отношения правильно и начать учиться у старших, перенять их качества, которым мы завидуем, нам нужно начать служить им, помогать в их деле, иначе будем только критиковать, а это путь деградации личности. Кстати, когда мы кому-то завидуем, если мы на это реагируем, значит, в нас есть тоже этот потенциал, этот талант, можно обратить на это внимание и использовать как тест, чтобы увидеть свой талант и начать его развивать!
  • Вторая формула: смысл коммуникации лежит в вызываемой реакции. Т.е. мы общаемся с другим человеком, что-то ему говорим такое, а он, например: "И чего ты на меня кричишь?" . А вы — "Да не кричу я" . Другой вам, реагируя, что-то показывает в вас, а вы это не принимаете… нам важно понять, для чего мы общаемся, другие люди нам нужны для того, чтобы в первую очередь понять себя, что с нами, что в нас, какие мотивы нами движут и т.д. Другие нам отражают нас.

Эти отношения должны занимать не более 20% от всего нашего общения. Что будет, если всегда общаться только со старшими?

  • Невозможно развиваться и самовыражаться — потому что нет полной свободы и много рамок;
  • Невозможно обменяться мнениями и энергиями — ведь яйца курицу не учат;
  • Невозможно нести за себя ответственность и взрослеть — просто незачем;

Такое часто можно увидеть у младших научных сотрудников, например. Или у детей, которые всю жизнь живут и работают с родителями.

  1. В отношениях с равными мы обучаемся сотрудничать, дружить и спонтанно проявлять себя! Однако вместо этого часто по отношению к другим мы проявляем зависть, она выражается в соперничестве и конкуренции, это неправильные отношения, которые приносят страдания.

Эти отношения должны занимать большую часть нашего времени, такие отношения позволяют нам совершать обмен — энергией, мнениями, знаниями, опытом и т.д.

  • Развиваться — мы охотно учимся друг у друга;
  • Мы можем вместе расти;
  • Поддерживать друг друга в сложных ситуациях;
  • Каждый несёт ответственность за себя сам — и это делает отношения свободными.

Если у человека нет таких отношений, то человек не может расслабиться, он постоянно в напряжении.

Говориться, что если у человека есть отношения с равными, это отдельное благословение от Бога, ведь это удивительные отношения, где можно открывать сердца, изучать, искать, идти вглубь. Важно понять, что равные — это не по возрасту, а по умонастроению в большем смысле, это единомышленники. Если они у вас есть радуйтесь, благодарите и учитесь сотрудничать!

  1. И в отношениях с младшими мы обучаемся щедрости! Младшие — это дети, ученики, младшие братья и сёстры…

Это отношения, от которых мы как старшие ничего не должны ожидать и просить взамен, они должны быть безусловными, это то, куда мы должны вкладываться, и если этого нет, и не хочется, то это называется Жадность! Если проявляется жадность, то жизнь также будет все забирать, работу, родных, время деньги т.д. Отдавать нужно уже сейчас, а не ждать, когда что-то станет больше, не станет… потому что не отдаёте… самый дешёвый способ — это дать деньгами, есть другие — отдавать своё время, энергию, вкладывать душу. Говориться, что "Ад — это место, где вам подать будет некому, потому что там не будут брать" . Поэтому нужно быть благодарным, когда у вас берут, и что вы можете кому-то что-то дать, это милость на самом деле, и не думать, я такой какой-то важный, когда я даю… это нам важно, чтобы брали, это для нас…

Также младшие не для того, чтобы их эксплуатировать. И если об уважении старших говорят достаточно часто, об уважении равных говорят реже, но всё-таки говорят, то об уважении младших мы почти ничего не слышим, хотя именно в этом и кроется решение самых насущных для нас задач. Оскорбление младших приводит, к тому что люди впадают в невежество. Неуважение младших выражается в том, что мы начинаем давить, а не заботиться, приказывать, а не просить. Начинает казаться, что старшинство даёт нам право на насилие, но даже в воспитании и руководстве это не совсем так. Отношение к младшим проявляет нашу истинную природу, показывает нам нашу душу изнутри. И если качества характера развиты недостаточно хорошо, человек начинает пользоваться своим превосходством, пытаясь получить то, что не смог развить в результате самосовершенствования. Поэтому любое давление на младших — это просто проявление неудовлетворённости и безысходности. Фактически человек становится старшим только тогда, когда готов заботиться о других, до этого он сам находится в категории младших, так как неразвитость и заключается в неумении заботиться о других. В соответствии с этим есть только два менеджмента: менеджмент власти и менеджмент любви, и отличаются они друг от друга именно желанием заботиться.

Одному великому святому однажды репортёры задали вопрос: чему вы хотите нас научить? А он ответил очень просто и глубоко: я приехал вас не учить, а просить… Мы видим, что в священных текстах даже Бог не приказывает человеку, а просит его. Изменения становятся продуктивными и стабильными, когда человек идёт на это самостоятельно, ощущая уважение и вдохновение. Если же нас заставляют что-то делать, то даже несмотря на то, что это может быть очень вкусным и полезным, мы будем как собака, которую тащат к миске, упираться всеми четырьмя лапами, подозревая в этом какой-то подвох.

Кстати, существует мнение, что правильное отношение к младшим избавляет человека от мук совести за глупости, совершённые в прошлом; правильное отношение к равным — от проблем, совершённых в настоящем; а правильное отношение к старшим избавляет от страха будущего…

И так как глупости прошлого будут нас преследовать вновь и вновь как тенденции к совершению греховных поступков, без уважительного отношения к младшим мы будем постоянно находиться на уровне двуличия, заявляя одни стандарты поведения, а следуя другим. И пока человек не научится такому уважению, он будет совершать глупые поступки, а любые ограничения будут ему казаться сложными и нелогичными. Без уважения любое продвижение приводит к последующей деградации, это подобно желанию проехать зайцем. Часть поездки, конечно, пройдёт нормально, но потом нас поймают и заставят заплатить во много раз больше…

Уважительное видение (уважение — значит быть внимательным к другому): человек, уважающий младших, по-особому воспринимает их поведение. Давайте приведём несколько примеров такого восприятия.

  • младший совершает ошибку не потому, что он тупой, а потому, что все их совершают;
  • младший обманывает нас не потому, что он исчадие ада, а потому, что мы сами не заслуживаем доверия;
  • младший имеет право понимать всё так, как ему кажется правильным, вне зависимости от нашей точки зрения.

Одним словом: как мы относимся к младшим, так старшие будут относиться к нам…

Это очень важная тема взаимоотношений, очень глубокая! Хорошо…

Дальше перейдём к практике. Предлагаю вам нарисовать Карту вашего сердца — Страну сердца ! Сделайте это упражнение, пожалуйста, если оно сделано искренне и как есть, это просто трансформирующая работа! Чтобы дойти до цели, а наша цель — счастливые отношение, то нам нужно понять, где мы сейчас, так ведь, я же не могу доехать до Сочи, если я беру билет из Ханты-Мансийска, когда я нахожусь в Москве, так и здесь, нам нужно понять, где Я сейчас, и оттуда начать свой путь, иначе никак не доберёмся!!! В общем, будете честны с собой!

Это работа со своим сердцем, с теми отношениями, которые у вас есть! Мы исследуем, кто живёт в нашем сердце, какие у нас с ними отношения, какие эмоции и чувства мы испытываем, здесь важно увидеть и позитивные и негативные эмоции.

На листе мы рисуем Сердце и начинаем вписывать туда всех тех, кто там живёт, ваших родных и близких, друзей, всех, с кем у вас есть отношения и связывают разные эмоции, с кем есть эмоциональная связь (пример: может быть вы развелись, и вам этот человек уже не важен, но вы его вспоминаете, и у вас есть к нему обида, например, наверняка он тоже живёт где-то в вашем сердце). Проложите стрелками (вы можете их выбрать разные, в зависимости от эмоции отношений: толстую, тонкую, прерывистую, т.д.) дорожки от себе к другому человеку и можете подписать её, с чем вы к нему ходите, с любовью, с обидой, страхом и т.д., и в обратную сторону, как вам кажется, этот человек к вам относиться. Также подпишите рядом с человеком, кто он вам, должен быть старший, равный или младший.

Проявите творчество, возьмите цветные карандаши или ручки и изобразите страну своего сердца, так, как вы её видите!

Ответьте себе на вопросу письменно, а лучше напишите эссе основываясь на следующие вопросы:

  • Как называется страна вашего сердца?
  • Какая эта страна — опишите?
  • Какой в стране климат?
  • Как в эту страну попадают, может быть, там есть особый визовый режим или нет? По каким условиям?
  • Какие условия депортации, если есть, как покидают страну?
  • Как жителям живётся в этой стране?
  • Кто хозяин в этой стране?
  • Какой режим в этой стране (свободный, авторитарный, тирания и т.д.)?
  • Люди, которые живут в стране, они вообще об этом знают?

Когда вы это сделаете, вы можете удивить, что есть на самом деле, и над чем стоит работать, могут высветиться какие-то белые пятна, которые вы не видели в своих отношениях, и это очень важно, чтобы сделать первый шаг в их исправлении и счастливым отношениям. Также же вы можете увидеть, что у вас нет старших, или нет равных, или младших, посчитайте, сколько кого у вас получилось, посмотрите, где перекос, примерно соотношение должно быть 20% старшие, равные 60% и 20% младшие. Напишите себе рецепт: какие шаги необходимо сделать!

В течение двух месяцев анализируйте динамику своих отношений.

По прошествии этого периода напишите отчёт-анализ, отмечая следующие моменты:

  • Какие уроки вы проходите благодаря этим отношениям.
  • С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
  • Какие открытия вы сделали благодаря этим урокам?
  • Какие отношения вы хотели бы осознанно улучшить?
  • Что вы для этого делаете?

Удачи в познании себя!

Радостного пути, вдохновения и творчества!

Воспитание уважения к старшим

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Белинский В. Г.

В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить) его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

Уважение к взрослым никто не привьёт - ни школа, ни садик, ни соседи, только семейная атмосфера. -Сухомлинский В. А.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни - Коменский Я.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. - Руссо Ж.-Ж.

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. - Сухомлинский В. А.

Уважение к. людям является общечеловеческой ценностью и входит в структуру личности как одно из ведущих нравственных качеств. Уважение к представителям старшего поколения, как это рассматривает этика, включает в себя благодарность и признательность нового поколения за те социальные блага, которыми оно пользуется. С точки зрения воспитания уважение к людям предполагает необходимость в поступках, действиях и высказываниях исходить не столько из собственных интересов и амбиций, сколько из стремления не затронуть сферу интересов и претензий другого человека. Уважительное отношение к близким людям, в число которых входят не только родители, но и другие члены семьи, кровные и сводные родственники, проживающие и не проживающие совместно с ребенком, - важное свойство нравственно совершенной личности. В семье, под руководством родителей, младший школьник должен научиться учитывать интересы окружающих его людей, проявлять посильную заботу о них. В.Е. Каган утверждает, что для мальчиков характерен процесс научения. Девочки же с возрастом, наоборот, "разучиваются" - начинают более спокойно относиться к переживаниям других людей. Что же касается уважительного и заботливого отношения к близким, в особенности к родителям, то оно включает в себя следующие признаки: послушание, помощь, сопереживание состояния близкого человека (эмпатия), доброжелательность.

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

Видела.

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя "качать права", говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. В городах - деградация.

Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек – личность, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

В первую очередь надо уважать своего ребенка, а то как же он узнает что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.

А ведь уважение к детям - краеугольный камень воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают страх, который передают своим детям. А ведь уважение к детям - это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети.

Во-первых они ещё не успели совершить заслуживающих уважения дел, а во-вторых если дети не заслуживают уважения, то надо неуважать их родителей и воспитателей - значит их так воспитали - не поняв, не полюбив, не уважая.


На протяжении своей истории человеческое общество уже выработало определенные нормы поведения. Правда, все мы замечаем, что многие из них довольно условны и не могут заменить нравственность. Например, уважение к родителям выражается в таком поведении, как признание их прав и приоритетного положения. Благодаря нашим бабушкам и дедушкам, папам и мамам, вкладывавшим в нас душевные силы, мы каждый день открывали для себя окружающий мир, росли и развивались и получали навыки этического и морального поведения.

Именно эти дорогие нам люди воспитали в нас уважение к старшим, к их возрасту и богатому опыту, жизненным достижениям или ошибкам, научили признавать ценность окружающих нас людей, к которым относятся не только члены семьи, но и соседи, приятели, коллеги, руководители местного или государственного значения, сограждане. К критериям такого поведения нужно отнести не только врождённое право каждого жителя земли на человечное отношение, но и заработанный его личными поступками авторитет и статус.

Одна из главных форм поведения, отражающая уважение к старшим, проявляется в вежливости. В чём же она заключается? Если обратиться к старославянскому языку, отцу нынешнего русского, то становится ясно, что «вежа» является корнем этого слова, и в старину оно означало «знание». Вот почему - это тот, кто знает правила поведения в обществе и ценность учтивости. Правда, в наши дни для многих вежливость - это лишь соблюдение правил хорошего тона, в которых не проявляется внутреннее уважение к старшим, а соблюдается формальность. Это в корне отличается от истинного достойного отношения, основанного на исключительной доброжелательности.

Не менее ценной формой проявления уважительного отношения является тактичное поведение. Оно заключается в способности соразмерять свои желания с потребностями и нуждами окружающих, умении соблюдать определённые границы в поведении. Тактичность воспитывается годами и прививает интуитивное нахождение нужного тона и степени выражения своих чувств в общении. Этому свойству с ранних лет человека обучают мамы, бабушки и тётушки, поэтому на нём зиждется уважение к женщине и почитание матери.

Вежливость по этикету и отсутствие тактичности, которую нельзя получить без долгого и умелого духовного воспитания, порождают цинизм. К сожалению, некоторые почитают и его за добродетель. Почему? Потому что в таком человеке нет духовной основы, подкрепляющей и поддерживающей уважение к старшим, к достойным того младшим и ко всему окружающему миру.

Поэтому каждый наш современник сам решает, кого и за что уважать, оценивая поступки и действия окружающих, исходя из своего духовного воспитания и общего мировоззрения. Люди, воспитанные в формальных условиях, на стремлении к циничному получению благополучия только для себя, всегда внешне вежливы и уважительны, но это очень далеко от истинного значения этого понятия. Уважить человека - значит, искренне признать его высокий статус и заслуги. Это правильный путь, дающий надежду на будущее.